Учимся играть на пианино

Учимся играть на пианино

Если вы думали, что научиться играть на фортепиано будет проще простого, то приобретение столь благородного инструмента было изначально плохой затеей.

Раз вы собираетесь заниматься музыкой, пусть даже это будет для вас только хобби, то сразу же сделайте себе установку, что вы будете готовы хотя бы по 15 минут, но каждый (!) день уделять игре на инструменте своё время, и только тогда вы получите результаты, ради которых, собственно, вообще читаете данный текст.

Вы задумались? Если у вас изначально нет желания учиться играть на пианино, то стоит ли вообще выбирать такой род деятельности? Если же вы твёрдо решили, что музыка – это определённо значимая часть вашей жизни, и вы готовы принести ради неё определенные жертвы, то вы на верном пути!

Как научиться играть на пианино?
Давайте сразу обсудим один довольно интересный спор, который достаточно давно ведётся между музыкантами, в большинстве своём из XX-XXI веков.

Нужно ли для игры на фортепиано знать сольфеджио?
Нужно ли музыкантам знание сольфеджио, или оно, наоборот, заключает творческого человека в определённые бессмысленные рамки?

Бесспорно, есть люди, которые без образования, без всякого знания нот смогли добиться широкой известности, успеха, смогли сочинять достойную музыку (легендарные The Beatles – ярчайший пример). Однако не стоит равняться на то время, во многом такие люди добивались славы, будучи детьми своего времени, да и к тому же вспомните того же Леннона – не очень завидная судьба в конечном-то итоге, вы ведь согласитесь со мной.

Пример, если быть откровенным, не особо удачный – в игре на пианино изначально заложена большая глубина. Это инструмент академический, серьезный, а более простые инструменты брали своё начало из народной музыки, которая подразумевала и более простые мотивы.

Можно ли обучение игре на фортепиано без музыкального слуха?
Ещё одно крайне важное уточнение. Думаю, что вы не раз слышали о таком понятии как «музыкальный слух». Стопроцентный слух с рождения — явление столь же исключительное, сколь и падение метеоритов на Землю. Собственно настолько же редко у людей бывает и его полное отсутствие. Все это я веду к тому, что НИКОГДА не слушайте тех, кто говорит, что без слуха, без занятий музыкой с детства нет смысла вообще пытаться что-либо делать. И это я слышал от многих по-настоящему состоявшихся музыкантов.

Считайте, что слух – это некая абстрактная мышца. Когда вы ходите в тренажёрный зал, ваши мышцы растут; когда вы изучаете точные науки, скорость вашего счёта в уме повышается, чем бы вы ни занимались – в итоге у любого человека, как на биологическом, так и на ментальном уровне будет происходить прогрессирование. Слух не является исключением. Более того, независимо от ваших изначальных данных, при должных стараниях вы сможете превзойти тех, кто, казалось бы, имеет больше опыта, чем вы.

Изучение нотной грамоты поможет вам не только понять саму структуру музыки, но поможет вам легко и быстро снимать произведения на слух, позволит вам легко импровизировать, сочинять.

Обучение игре на фортепиано не должно являться самоцелью – целью должно являться желание музицировать. И, когда вы познаете все тонкости гамм, ладов и ритмики, то, поверьте, вам будет намного проще освоить любой инструмент, чем человеку, который в жизни ни на чём не играл. Так что научиться играть на пианино по силам любому человеку, лишь бы было желание.

Хочу развенчать ещё один миф. Часто, чтобы определить степень развитости слуха, просят спеть какую-нибудь известную песню. Некоторые не могут спеть «В лесу родилась ёлочка». Обычно на этом всякое желание обучаться глубоко прячется, появляется зависть ко всем музыкантам, а позднее всё равно появляется неприятное ощущение того, что зря всё-таки не было сделано попытки научиться играть на пианино.

На самом деле всё далеко не так просто. Слух бывает двух видов: «внутренний» и «внешний». «Внутренний» слух – это способность представлять в своей голове музыкальные образы, воспринимать звуки: именно этот слух помогает играть на инструментах. Он, безусловно, связан с внешним, но если вы не смогли что-либо спеть, то это не значит, что вы изначально ни на что не годны. Более того, скажу я вам, есть талантливые музыканты: гитаристы, басисты, саксофонисты, список можно продолжать ещё долго, которые отлично импровизируют, способны подбирать сложные мелодии на слух, а вот спеть не могут ничего!

В комплекс обучения сольфеджио входит пение, вытягивание нот. При самостоятельном обучении это будет довольно сложно – нужен человек с достаточным опытом и слухом, который сможет вас контролировать. Но для того, чтобы помочь вам выучиться чтению нот с листа, дать вам знания, которые помогут вам в импровизации, важен только ваш собственный интерес.

Фортепиано кажется очень простым, на первый взгляд, инструментом. Идеальное построение порядка нот, простое звукоизвлечение (не приходится истирать до мозолей подушечки пальцев при зажатии струн). Повторить простые мелодии, может, и вправду будет довольно просто, но вот чтобы переигрывать классиков, импровизировать, придется серьёзно подучиться.

Возможно, я повторюсь, но важно осознавать, что на обучение игре на пианино может уйти больше года. Но, самый лучший совет – представляйте результат, себя через несколько лет, и вам будет куда проще и интереснее.

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ